В субботу, 31 июля, изыскательская партия Новосибирского филиала ФБУ «Администрация Обского БВП» с помощью автоматизированного гидрографического  комплекса (АГК), установленного на судне «Виталий Седых», исследовала Чигалинский перекат реки Обь.

Пока теплоход «Виталий Седых» - единственное судно, оборудованное столь современной аппаратурой, на остальных промерных судах Обского бассейна используются автоматизированные комплексы АО «Кронштадт Технологии» (ЗАО «Транзас»). Новый гидрографический комплекс позволяет при промерах «видеть» дно в формате «3-D» в режиме реального времени. Особенность АГК является построение модели русла по данным десятков тысяч промерных точек, что позволяет видеть дно реки, и всё что на нём находится. Более того, он способен отображать предметы, находящиеся в толще воды (плывущие деревья, коряги и т.д.), и определять их точное местоположение. Также оборудование позволяет собирать такую информацию на месте промеров,  как скорость течения, температура воды,  ее плотность. 

Из-за пандемии специалисты Администрации смогли пройти обучение для работы на АГК только в сентябре прошлого года. Тогда же, осенью 2020, прошли экспериментальные промеры в нижнем подходном канале Новосибирского судоходного шлюза. В эту навигацию с помощью АГК уже были исследованы несколько наиболее сложных перекатов и участок возле Новосибирского метромоста, где, по данным лоцманских карт, лежала затонувшая баржа. Проведя сканирование промерным комплексом, специалисты убедились – безопасности судоходства на данном участке затонувший объект не мешает.

В этот раз многолучевой эхолот SeaBat IDH T20R c интегрированной инерциальной системой INS20 для исследования Чигалинского переката был выбран не случайно. За судовым ходом есть каменистые высыпки, но их размеры и взаимное расположение были до конца не известны.

В результате работы специалистов изыскательской русловой партии  была получена полная визуализация участка русла реки. Теперь, после детального анализа рельефа участка, полученного с помощью многолучевого эхолота и разработки землечерпательной прорези земснарядом, на перекате увеличены габариты судоходного пути и откорректирована навигационная обстановка для беспрепятственного и безопасного движения судов.