Женщина на корабле – работа, случай или образ жизни?

Навигация Обского бассейна стремительно набирает обороты. В ней уже задействованы сотни людей во всех четырех филиалах ФБУ «Администрация Обского БВП». Работают на речном флоте и женщины. Каково это: жить на реке, находиться вдали от дома, привычных бытовых мелочей и комфорта, да еще при этом выполнять нетипичную для «слабого пола» работу?

Наталья Шнайдмиллер

«Я одна русалка на 200 километров!», - так с юмором отзывается о своей работе начальник изыскательской русловой партии Томского РВПиС Наталья Шнайдмиллер-Соболева.

Поддержание заданных гарантированных габаритов судовых ходов невозможно без детальных сведений об обслуживаемом участке внутренних водных путей, его морфологии. Для получения таких сведений на затруднительном для судоходства участке русловыми изыскательскими партиями проводятся инженерные изыскания. Много лет назад это делалось вручную - на весельных лодках, с помощью наметок и футштоков (деревянных реек с нанесенными на них делениями). Но прогресс не стоит на месте: сейчас промеры русла проводятся с использованием автоматизированных промерных комплексов, позволяющих видеть русло «как на ладони». Полученные полевые материалы подвергаются камеральной обработке и используются для составления анализа русловых переформирований, бумажных и электронных навигационных карт, проектов улучшения судоходных условий.

 

Нетипичная, совсем не женская, на первый взгляд, профессия, казалось, была предопределена этой обаятельной и улыбчивой женщине с рождения. Впервые на реке она оказалась в 2-месячном возрасте.

- Тогда ведь декретных отпусков не было, отец работал на земснаряде механиком, мать - поваром, оставить меня было не с кем, так я первый раз и попала на земснаряд, - смеется Наталья. - Ну а сознательно пришла работать «на реку» в 21 год…

…С тех пор прошло более двадцати лет. Выполнение русловых изыскательских работ для определения состояния руслового режима рек, сбор материала для составления лоцманских карт, разработка проектов путевых работ для поддержания гарантированных габаритов судового хода и улучшения судоходных условий на внутренних водных путях – эта необычная для женщины профессия стала ее жизнью в прямом смысле этого слова. Сейчас в составе партии работают три человека и Наталья - единственная представительница прекрасного пола. На вопрос, не тяжело ли руководить мужским коллективом, она лишь улыбается:

- С мужчинами работать легче, всегда можно договориться, спокойно и без эмоций.

… Она любит лето, отменно вяжет, слушает самую разную музыку, от классики до рока, в свободное время с удовольствием пересмотрит фильм «Москва слезам не верит» или прочтет книгу по психологии Андрея Курпатова. Порадуется красивому украшению из граната, аквамарина или лунного камня, безоговорочно верит в примету: выходить в рейс по понедельникам – нельзя. А еще…виртуозно управляется с нивелиром (геодезический инструмент для определения разности высот между несколькими точками земной поверхности), как «свои пять пальцев» знает автоматизированный промерный комплекс, установленный на теплоходе, и специальные программы для проектирования путевых работ: IndorCad, IndorDraw, RWR, DeltaP.

- Своими знаниями и умением я обязана Комлеву Николаю Викторовичу и Красильникову Александру Митрофановичу, за что огромное им спасибо и низкий поклон, - вспоминает Наталья своих учителей.

Тогда, много лет года назад, семья без восторга приняла решение Натальи работать на реке, предвидя ее долгие командировки в летнее время, пока идет навигация. Да и сейчас дочь нет-нет, да и принимается подыскивать для мамы новую работу, чтобы она чаще была дома.

- Когда дочь была маленькая, то на вопрос в садике или школе: «Кем работает мама?» она всегда отвечала просто: «Моя мама – капитан», - вспоминает Наталья.

Вся навигация для путейцев – «горячая пора».

- Иногда выходим летом на промеры и в шесть утра, пока не жарко. Да и весь день в работе, сидеть сложа руки некогда - коллектив небольшой, так что дел хватает всем. Но по-другому я свою жизнь не представляю, - говорит Наталья. Хотя специфика работы дает о себе знать.

- Раньше мы жили на брандвахте, это как дом на воде, - описывает начальник изыскательской партии. – Сейчас все время находимся на теплоходе, от постоянного передвижения и вибрации, конечно, устаешь.

На теплоходе у нее небольшая двухместная каюта, где живет одна, так как больше женщин в коллективе нет. Бытовые условия вполне комфортные, есть все, от фена до книг. А еще…река! Всегда разная, переменчивая, дающая иллюзорное ощущение свободы, смену обстановки и путешествия.

- Очень красивая река Парабель, - вспоминает Наталья. Небольшая вроде речушка: один из притоков реки Обь, узкая, но такая необычная: с резкими поворотами, водоворотами и нетронутой цивилизацией природой.

Река – это не работа, это образ жизни, - уверена Наталья.

- Пусть физически порой сложно, пусть дома все лето не бываем, но я почти с рождения на реке и люблю именно этот образ жизни. Жаль, что сейчас так мало приходит молодых, смена нам очень нужна, - говорит напоследок Наталья. – Но молодежь не торопиться работать на реке, не влюблены они в нее так, как мы.

И тут же добавляет:

- Что ж, зато я одна русалка на 200 километров!