Навигация 2022 года в Обском бассейне стартовала с 22 апреля и завершилась 21 октября. Максимальная продолжительность действия навигационной обстановки пришлась на участок водного пути – река Обь от устья нижнего подходного канала до устья Томи и составила 183 суток.

В навигацию обслуживалось 3322,1 км. водных путей, в том числе с гарантированными габаритами - 3297 км., без гарантированных габаритов – 25,1 км. Всего на балансе Администрации числится 166 единиц флота, из них в рабочем ядре для выполнения государственного задания были задействованы 116 судов. На дноуглубительных работах – 9 земснарядов и 13 единиц вспомогательного флота. Изыскательского флота работало 13 ед., обстановочного - 34 ед., несамоходного – 21 ед., буксирного – 5 ед., трального – 8 ед., обслуживающего – 13 ед.

Внутренние водные пути Обского бассейна преимущественно представлены реками со свободным течением, дно которых сложено из размываемых песчаных грунтов. Этот фактор обуславливает необходимость производства значительного объёма дноуглубительных работ для поддержания гарантированных габаритов пути. В текущую навигацию объём землечерпательных работ составил 4 660 тыс. м3, что на 900 тысяч м3 больше показателей прошлого года. В плановых объемах выполнены работы по тралению и дноочищению судовых ходов.

Кроме того, в целях обновления баз данных ячеек электронной навигационной карты (ЭНК) Обского бассейна выполнены изыскательские работы на Новосибирском водохранилище и озере Телецкое общей протяженностью 260 км. по судовому ходу. Результаты этих работ будут использоваться, в том числе, и для переиздания устаревшей навигационной карты озера Телецкое, 1968 г.в. Также выполнены камеральные работы по корректуре 161 ячейки ЭНК, покрывающих 3029 км. внутренних водных путей.

Ключевой особенностью прошедшей навигации стали гидрологические условия – она прошла при уровне водности ниже среднемноголетних значений: одновременно сказались  малоснежная зима в горах Алтая, повышенный температурный фон, который отразился на толщине льда на реках и в Новосибирском водохранилище, а также последующий дефицит осадков в регионе. Все это привело к тому, что в период с третьей декады июля до начала сентября на участках реки Обь (от слияния рек Бия и Катунь до устья реки Томь, на реках Бия и Томь) уровни воды по шести водпостам (Бийск, Учпристань, Барнаул, Новосибирск и Томск) опустились ниже проектных отметок на 10-96 см. Как следствие, на основании 77 статьи Кодекса внутреннего водного транспорта, в связи с низкими уровнями воды в целях обеспечения безопасности судоходства ФБУ «Администрация Обского БВП» были введены ограничения по осадке судов на 7 плесах бассейна.

И все же, несмотря на сложные гидрологические условия, благодаря комплексу проведенных путевых работ (в частности дноуглубительных), удалось поддержать максимально благоприятные глубины для судоходства на основных плесах. Всего за навигацию 2022 года в Обском бассейне было перевезено 5 млн. 190 тыс. грузов и 958 тыс. пассажиров. В прошлом году эти показатели составили 5 млн. 290 тыс. тонн грузов и 834,9 тыс. пассажиров.

Сейчас обстановочные бригады ведут механизированный съём плавучих средств навигационного оборудования, используя плавучие краны и баржебуксирные составы.

В оставшиеся до зимы месяцы, речной флот продолжит работу лишь на тех паромных переправах, которые являются единственной транспортной артерией для ряда населенных пунктов Обского бассейна. Это переправы Алтайского края, Новосибирской и Томской областей (Колпашевский и Александровский районы).